ЭКСКУРСИЯ В РАДИОРУБКУ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОХОДА. Виктор Мусатов, радиолюбитель RK3DIA Многие из нас кто отдыхал на речном теплоходе во время длительных круизов, смогли побывать на экскурсии в ходовой рубке и машинном отделении, и таким образом узнать, как управляют судном и увидеть дизель-генераторы и главный распределительный щит обеспечивающие снабжение судно электроэнергией, установку очистки питьевой водой и главные дизельные двигатели судна. Но мало кто смог побывать еще в одном из важных помещений судна, там, где расположена радиорубка. А ведь именно радиооборудование, находящееся в ней обеспечивало связь с внешним миром, а главное в случае опасности отсюда подавался сигнал бедствия, и обеспечивалась аварийная связь со спасательными службами. В радиорубку никогда не водят туристов, правда, раньше до начала 90-х годов прошлого века на многих пассажирских туристических и теплоходах транспортных линий туристы и пассажиры могли воспользоваться услугами радиорубки, отправив телеграмму, домой с борта теплохода. Но в начале 90-х годов на судах появилась сначала спутниковая телефонная связь, а затем и бурно развивающаяся поныне сотовая связь, которые к 1992 году окончательно вытеснили радиотелеграф и саму такую услугу с речного, а позже и морского флота. На некоторых пассажирских судах, в основном на четырехпалубных (проектов 301, 302, 92-016, Q-056, Q-040) радиорубки пока еще сохраняют свой первоначальный вид и там еще можно ознакомиться с оборудованием, которое обеспечивало радиосвязь на речном флоте. На других теплоходах (проектов 588, 26-37 и 305) оборудование радиорубки и сами помещения с таким названием исчезают, превращаясь в каюты в ходе реконструкции. Значение радиосвязи, главным образом на средних и коротких волнах, на речном флоте к сегодняшнему дню сведено к минимуму, а некоторые виды радиосвязи, например радиотелеграф и вовсе вытеснены, уступив свое место радиосвязи на ультракоротких волнах, спутниковой и сотовой телефонии. Приглашаю вас совершить путешествие в радиорубку речного пассажирского теплохода и познакомиться, с тем как она устроена, и какое оборудование и для чего используется. Я познакомлю вас с радиорубкой теплохода «Иван Бунин» (ранее носивший имя «Алексей Ватченко») проект 302. Думаю, многим доводилось совершать на нем и подобных теплоходах речные круизы. Мне удалось побывать на этом теплоходе в сентябре 2007 года, у моего знакомого начальника радиостанции, он показал мне радиорубку, ходовую рубку и трансляционный узел. Состав радиооборудования немного отличается от того, которое устанавливают на речные суда, т.к. в ней установлено и оборудование, которое устанавливалось и на морские суда, а значит, есть возможность ознакомиться не только с речным, но частично с морским радиооборудованием. Связано это с тем, что теплоход «Алексей Ватченко» раньше работал на реке Днепр и совершал рейсы до Одессы, т.е. выходил в прибрежную морскую зону (так называемый прибрежный район плавания ЂЂЂ морской район А1), ну а для того чтобы обеспечить экстренную и обычную радиосвязь на море требуется несколько иное оборудование, которое и установлено в радиорубке и на ходовом мостике. Итак, от слов к делу. Теплоход «Иван Бунин», такое название он носит с конца 2006 года, т.е. почти с того момента, когда компания «Донинтурфлот» приобрела его в собственность, был построен в ГДР, и некоторое оборудование радиосвязи и трансляции было установлено на нем с момента постройки. (фото теплохода «Иван Бунин» проект 302) Радиорубка, трансляционный узел и каюта начальника радиостанции находятся на тентовой палубе с правой стороны сразу же за ходовой рубкой. (общий вид радиорубки, место радиста-оператора) В само помещение радиорубки ведут две двери из смежного помещения трансляционного узла и коридора ведущего в ходовую рубку. Вот так выглядит рабочее место радиста-оператора, оно сохранилось практически в первозданном виде. В центре на столе видны две панели управления радиопередатчиками, пульт слева ЂЂЂ коротковолнового передатчика «Корвет», справа ЂЂЂ главного навигационного средневолнового передатчика «Муссон». Телефонная трубка сверху над пультами это микротелефонная гарнитура для голосовой связи на коротких волнах (в дальнейшем КВ). Справа от пультов всеволновый радиоприемник «Шторм» (диапазон от 12 кГц до 30 МГц). Над приемником «Шторм» панель с проводами ЂЂЂ это антенный коммутатор приемных антенн (а антенны на судне бывают как приемные, так и передающие), к нему подключен приемник «Шторм», который посредством этого устройства коммутируется с любой из приемных антенн теплохода. Раньше на столе радиста ЂЂЂ оператора стояло два приемника «Шторм», но на момент, когда я побывал там остался только один. Итак, главный навигационный приемник «Шторм» (или правильнее было бы его назвать радиоприемное устройство ЂЂЂ РПУ). (фото РПУ «Шторм») Диапазон принимаемых частот от 12 кГц до 30 МГц . Режимы приема: амплитудная телеграфия (азбука Морзе) ЂЂЂ режим А1А, однополосная амплитудная телефония (радиотелефон) - режим J3E, радиотелетайп - режим F1B (текстовое сообщение с прогнозом погоды и другой информацией). Элементная база РПУ «Шторм» построена на пальчиковых лампах шестивольтовой серии (напряжение цепей накала), имеет плавную перестройку частоты по диапазону, построен по схеме с генератором плавного диапазона (ГПД). Для повышения стабильности частоты оснащен блоком кварцевой стабилизации частоты (так называемый блок «Шторм-2) и блоком ондулятора (т.н. блок «Шторм-3») для обеспечения работы фототелеграфного аппарата (хоть и имелся в радиорубке, но никогда не был подключен к РПУ «Шторм»). РПУ «Шторм» зарекомендовал себя как один из самых надежных приемников в своем классе и потому получил очень широкое распространение на морских и речных судах (окончательно вытеснив «Волну-К» как главный навигационный приемник). (фото антенного приемного коммутатора) Многие из вас, наверное, видели на теплоходах проектов 301 и 302 в носовой части средней палубы две длинные (по 8 метров) штыревые антенны с правого и левого борта. (фото штыревая приемная КВ-антенна (правого борта) ). А вдоль служебной надстройки тентовой палубы (с левого борта) проволочную антенну, подвешенную на керамических изоляторах. Это приемные антенны, кабельные линии от них сходятся в коммутатор приемных антенн, на панелях можно прочесть названия коммутируемых антенн и номера гнезд приемников, в которые и втыкают коммутационные штеккеры с кабелями от соответствующей антенны. Этот коммутатор предназначен для работы только на прием. (фото ПВ-КВ-передатчика «Корвет») Между радиорубкой и дверью ведущей во внутренний коридор есть очень маленькое помещение, оно называется аппаратная. В нем установлены два радиопередатчика (ПВ/КВ ЂЂЂ «Корвет» и СВ ЂЂЂ «Муссон» с автоматическим антенно - согласующим устройством). «Корвет» радиопередатчик промежуточных (ПВ ЂЂЂ 1,603 ЂЂЂ 3,800 МГц)
Экскурсия в радиорубку речного пасажирского теплоходаВсе о радио- и трансляционном оборудовании речного теплохода 302-го проекта "Иван Бунин" (бывший "Алексей Ватченко")
Экскурсия в радиорубку речного пасажирского теплохода
Комментариев нет:
Отправить комментарий