С получением информации из оперативного центра о приближающихся целях РЛС их обнаруживала. Пуск зенитных управляемых ракет (ЗУР) производился тогда, когда самолет противника находился в глубине зоны поражения. Около 90% всех стрельб были проведены вдогон цели. Оценка результатов стрельбы с использованием РЛС ЗРК не проводилась. Сразу после подрыва боевой части ЗУР все передатчики выключались.
Позиции менялись очень часто. Смена выполнялась после стрельбы или пролета беспилотных летательных аппаратов (БЛА) немедленно. После включения РЛС на излучение в течение цикла стрельбы для последующего выполнения боевой задачи подразделение должно было сворачиваться и убывать в район сбора, имеющий объекты, облегчающие маскировку (лощины, ангары и т. д.), и лишь оттуда начинать передвижение. С целью маскировки передвижение в большинстве случаев производилось в составе колонн гражданских машин или беженцев с максимально возможным изменением внешнего вида техники с помощью подручных материалов. Подобная тактика совершения маршей вполне себя оправдала. Не было отмечено ни одного случая нанесения удара по стартовой позиции из-за демаскировки на марше. Следует отметить, что 3 й зрдн оказался самым маневренным в бригаде. Он сменил свои позиции во время войны 22 раза.
Все зенитные ракетные дивизионы 250 й зрбр перед началом бомбардировок покинули постоянные позиции и в условиях полного радиомолчания переместились на заранее подготовленные запасные позиции. Среди них был и 3 й зрдн С-125. На стартовых позициях (СП) в новом районе дивизион в полном радиолокационном и радиомолчании находился в готовности к боевой работе. Связь между командованием и позициями осуществлялась исключительно по телефонному кабелю или посыльными. РЛС П-18 работала в режиме без излучения, две пусковые установки дивизиона были развернуты на стартовых позициях. Станция наведения ракет (СНР) располагалась таким образом, чтобы обнаружить самолет противника с высокой вероятностью и включалась только на несколько секунд, чтобы не выдать месторасположение натовским самолетам ДРЛО и У «Авакс».
Обратим внимание на опыт боевого применения ЗРК С-125 в Югославии. В то время основу противовоздушной обороны Белграда составляла 250 я зенитная ракетная бригада. В ее состав входили восемь дивизионов с ЗРК С-125 «Нева-М», три резервные станции обнаружения, объединенные в единую систему. Комплексы были модернизированы югославскими военными специалистами. В частности, управление всеми зрдн осуществлялось АСУ производства фирмы «Маркони», а двух зрдн ИК-станцией компании «Филипс». Использование в комплексах С-125 пассивных тепловизионных станций западного производства позволило обеспечить живучесть и скрытность, внезапность применения, устойчивость к активным и пассивным помехам, возможность действовать днем и ночью.
После принятия в 1961 году на вооружение комплекс имел впечатляющие характеристики. ЗРК С-125 мог поразить воздушную цель, летящую со скоростью до 550 м/с, двумя ракетами с вероятностью 0,96. В советские времена он достаточно широко экспортировался и до сих пор состоит на вооружении армий более 35 государств (около 400 комплексов), в том числе бывших советских республик, стран Восточной Европы и дальнего зарубежья. В условиях реальных боевых действий во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и на Балканах ЗРК С-125 показал себя как весьма эффективное средство противовоздушной обороны, особенно для уничтожения низколетящих целей.
В последнее время военные специалисты все чаще стали обращать внимание на продление сроков службы зенитных ракетных комплексов советского производства и особенно на возможности их модернизации с учетом имеющегося опыта боевого использования в военных конфликтах недавнего прошлого и настоящего. Сегодня на страницах нашей газеты мы поговорим о зенитном ракетном комплексе малой дальности С-125 «Нева» (экспортный вариант «Печора»).
Боевой опыт и модернизация ЗРК С-125
Боевой опыт и модернизация ЗРК С-125 | Во славу Родины – Свежий выпуск
Комментариев нет:
Отправить комментарий